-- Родился я в начале 60-х. И в школе, и в институте учили атеизму, коммунистическим ценностям, к которым неизбежно прийдет все человечество после краха империализма, и интернационализму. Мог ли я иметь другие убеждения? Маловероятно. Лишь если бы попал в семью церковнослужителей, диссидентов и тому подобных "белых ворон", составляющих крайне незначительную социальную прослойку в СССР. Правда религиозными были мои бабушки. Но они не оказали никакого влияния на мое сознание, ибо одна умерла, когда я еще был в дошкольном возрасте, а другая всю жизнь прожила в деревне, и наши контакты во время летних каникул были очень кратковременными.
Интернета в ту пору не было. Книги издавались и были доступны в библиотеках только те, которые прошли цензуру идеалогического аппарата КПСС. Мировоззрение советских людей целенаправленно направлялось в строго определенное русло. Инакомыслящим ставились ощутимые преграды в социальной карьере, какой бы сфере жизни не посвящал себя человек. Даже при поступлении в институт могли быть проблемы у тех, кто не находился в рядах ВЛКСМ. А после института многие должности были не достижимы без членства в КПСС.
Ленинградский "Политех" я закончил в последний год "эпохи застоя". К власти пришел М.С.Горбачев, и инициировал в обществе перемены, получившие название "перестойка" и "гласность". Средства массовой информации (ТВ, радио, газеты, журналы) начали менять сознание людей. В них понемногу стали удовлетворять голод на все, что ранее было под запретом. И какое-то время власти считали, что смогут контролировать этот процесс. Но на практике оказалось, что маленькие ручейки слились в мощный поток, сметающий все преграды на своем пути. Процесс напоминал лавину, устремившуюся вниз с вершины горы. В результате идеалогическая плотина КПСС разрушилась на мелкие осколки. И бурные воды информационных потоков беспрепятствено стали достигать сознания людей, жадно впитывающих то, чего ранее были лишены. Каждый выбирал то, что было ему наиболее интересно.
Меня поначалу заинтересовали некоторые произведения в "толстых" журналах, разоблачающие пороки сталинской и брежнеской номенклатуры, и статьи о западной молодежной музыке. Сейчас подросткам наверное трудно представить то время, когда мы переписывали друг у друга на пленочные магнитофоны альбомы группы Pink Floyd (в ужасном качестве, тратя на это по нескольку часов), но понятия не имели, как выглядят музыканты.
Жили мы не богато. И чтобы не тратить деньги на журналы, я читал их в библиотеках. Начинал с небольших читальных залов, которые оказывались поблизости от места жительства и работы, попутно роясь и в книжных полках открытого доступа. Постепенно чтение меня увлекало все больше и больше. Стал перечитывать многие произведения классики из школьной программы. Записался в Государственную Публичную Библиотеку (ГПБ) имени Салтыкова Щедрина, что рядом с памятником Екатерине Второй. Там я попал в книжный рай! Было доступно все, что когда-либо издавалось на русском языке. Включая и дореволюционные издания. Несколько лет читал запоем все, что вызывало интерес.
В круг чтения вошли и книги по философии. Платон, Сенека, Монтень, книги о мировых религиях. Какие-то из них так понравились, что даже купил в магазине для домашней библиотеки... В конце 80-х наконец стала доступна широким слоям населения Библия. В том числе и бесплатные издания, распространяемые евангелистами западных стран. С удовольствием ознакомился с Новым Заветом. А Ветхий Завет не осилил. Жалко было тратить время на чтение этой скучной и неинтересной ерунды. Пролистал конечно какие-то главные места, вроде 10 заповедей и повествования о сотворении мира. Но углубляться в этот "нафталин" не было никакого желания... Попробовал посещать церкви. Скорее из любопытства, ибо на тот период времени я еще был атеистом. От православных проповедников сразу отшатнуло. Такая же скукотища и формализм, как на комсомольских и партийных собраниях. Внешняя архитектура древних православных храмов (да и любых других религий) мне всегда нравилась. Но внутри -- как на кладбище. Уныние, кислые физиономии, рабская психология молитвенного попрошайничества каких-то благ для себя... Гораздо привлекательнее было в протестантских общинах. Но и там, хотя наблюдалась более неформальная атмосфера, все же было не интересно, не затягивало стать постоянным участником всех их мероприятий.
В ГПБ произошла вроде бы мимолетная и "случайная" встреча с одним офицером из Минска, которая стала определяющей вехой в выборе моего духовного пути. Я спустился перекусить в столовую. И заказал чисто вегетарианский набор блюд. (В ту пору я только что начал погружаться в увлечение здоровым образом жизни). А этот офицер стоял в очереди за мной и тоже оказался вегетарианцем со стажем 15 лет. Он подсел за мой столик и мы разговорились. Среди прочего была упомянута Агни Йога и был дан совет почитать "Письма Е.И.Рерих". Книга оказалась в СПЕЦХРАНЕ. И читать пришлось в особой комнате, куда приносилась для читателей подобная литература. Письма произвели на меня сильнейшее впечатление. Такой родственной души я никогда не встречал в жизни... После 1991 года, когда окончательно прекратил существование идеологический аппарат КПСС, потихоньку стала появляться в продаже рериховская литература. В журналах, отдельными изданиями. Особо сильным толчком для моего сознания стал трехтомник А.И.Клизовского с подробным изложением основ Учения Живой Этики. Затем проштудировал "Тайную Доктрину" Е.П.Блаватской, "Письма Махатм". Ну и все книги рериховского и теософского направления по мере их выхода из печати. Одновременно стал посещать рериховскую группу на ул. Миллионная, 19.
По прошествии многих лет я понимаю, что меня затянуло в рериховский эгрегор. Мне он показался самым прогрессивным среди прочих. И там было действительно ИНТЕРЕСНО. Я изучал и обсуждал с единомышленниками духовные первоисточники, которые нас объединяли. Посещал рериховские центры в других городах. Мы проводили в нашем полуподвальном помещении различные культурные мероприятия. Все это сопровождалось неформальным энтузиазмом, творчеством, постоянным расширением сознания... Но у любого притяжения есть свои сроки. В какой-то момент мне стало тесно в рамках этого эгрегора. Я обнаружил, что последователи Рерихов являются такой же замкнутой сектой, как и любой другой эгрегор. Что они столь же заносчиво относятся к любым другим духовным учениям, как и представители традиционных религий, считая только себя носителями наиболее очищенной от различных заблуждений истины. Тем не менее очень полезно провести несколько лет в каком-либо из позитивных эгрегоров духовной направленнности, чтобы познакомиться с тем общим, что все их объединяет. Многие застревают там до конца жизни. Особенно если не являются активными последователями и тяготеют к жизни по принципу "как все". Обычно такие люди склонны опираться на мнение однажды выбранных авторитетов и делят окружающих на "наших" и "не наших". Еще меньше шансов покинуть эгрегор у тех, кто продвинулся в нем по внутренней иерархической лестнице и стал местным авторитетом. Начинать в новом месте с нуля мало кто решится.
Итак, примерно через 7 лет я окончательно перестал считать себя рериховцем и с интересом стал изучать другие позитивные эгрегоры. Среди них многие оказались "пустоцветами". Но нашлись и такие, которые притянули меня еще на несколько лет. Только теперь уже не в качестве активного последователя, а скорее временного гостя, хотя и не афиширующего свои эзотерические знания, ставшие базовыми для моего мировоззрения. Особенно мне понравился эгрегор Учителя Виссариона. И какое-то время я регулярно посещал собрания питерской группы виссарионовцев. А через пару лет побывал и в самой ОБЩИНЕ. И снял об этой поездке по разным деревням Курагинского района Красноярского края 14 серийный фильм. Он есть на этом сайте в разделе "видеофильмы Ку Аля".
Другим эгрегором, притянувшим мое сознание, стало запрещенное в среде рериховцев учение Алисы Бейли. Но рьяных ее последователей в России я не обнаружил даже в интернете, который стал осваивать примерно с 2004 года. А с 2005 стал активно участвовать в дискуссиях на рериховских и теософских форумах. В это же время начал работу над созданием Учения Доброй Воли (УДВ), которое стал выкладывать на первом своем сайте. С тех пор прошло почти 10 лет и старый сайт настолько технически устарел, что недавно пришлось его законсервировать и переехать сюда, на ucoz.
|