-- Мой духовный путь начинался в конце 80-х благодаря горбачевской перестройке. И он быстро вывел меня на незыблемый до сегодняшнего дня фундамент, которым является Учение Живой Этики. В первые годы я был активным рериховцем. Базовой площадкой для этого была питерская группа "Мир" на улице Миллионная, 19. Одним из значимых проектов нашей группы было издание трехтомника Живой Этики и распространение тиража по книжным магазинам города, а также почтовыми посылками по городам России. В связи с этим завязались более тесные отношения с МЦР (Международный Центр Рерихов в Москве). Он взялся распространять очень значительную часть тиража через свой книжный ларек, используя тесные связи с рериховскими организациями в разных городах ближнего и дальнего зарубежья. Наш лидер С.В.Николаев был не особо хорошего мнения о Л.В.Шапошниковой. Но я убедил его в том, что надо встретиться с ней и заключить договор о сотрудничестве в распространении трехтомника. Это дало возможность быстрее реализовать первый том и получить деньги на печать второго и третьего. А кроме того, ЛВШ разрешила мне сверить спорные места в книгах учения с личными экземплярами Учения самой Е.И.Рерих. (Они хранятся в архиве МЦР). Там были рукой Елены Ивановны исправлены типографские опечатки и внесены некоторые поправки на полях первого издания, состоявшегося при жизни Рерихов.
В те годы я познакомился практически со всеми неформальными лидерами рериховского движения. С некоторыми имел беседы. Кого-то видел со стороны, на конференциях. О ком-то узнал от их ближайшего окружения. Мне было не приятно, что между рериховскими обществами с первых же лет сложились конфликтные отношения, если не сказать грубее -- "грызня". Люди есть люди. Идеи их объединившие могут быть очень светлыми и позитивными. Но лидеры групп всегда претендуют на свою исключительность в понимании того, как трактовать Учение, кто должен возглавить рериховское движение, кому принадлежат права на наследство, привезенное от Рерихов из Индии. И через какое-то время у меня появилось желание дистанцироваться от каких-либо групп. Тем более что сознание мое стремительно расширялось. И в нем к рериховским и теософским основам добавились другие учения, некоторые из которых с точки зрения рериховцев являются "темными", данными Черной Ложей или через контактеров и медиумов из "низшего астрала".
Какое-то время я по инерции регулярно следил за развитием событий в рериховском эгрегоре. Это стало не трудным делом благодаря появлению интернета и моему активному участию на рериховском форуме, (наиболее популярным тогда был форум, где главным администратором являлся В.Чернявский). Через год-два с рериховцами мне стало не интересно общаться. Они выглядели в моих глазах так же как представители любых ортодоксальных религий. Жеские рамки в головах лидеров и их паствы по любому вопросу. Примерно, как во времена КПСС. Решил попробовать "переехать" на теософский форум. Там было в течении нескольких лет комфортно дискутировать на эзотерические темы. Но лидер форума Константин Зайцев не смог удержать собравшихся там участников в русле конструктивного общения. Начались конфликты, дрязги, попытки захватить власть. В общем форум развалился и прекратил свое существование.
Сейчас у меня пропало желание быть членом какого-либо из эгрегоров. (Или сект, как их именуют в простонародье). Не вижу принципиальной разницы в действующих внутри них законов. Разве что есть совсем уж экстремальные организации. Но они как небольшой костерок из тонкого хвороста. Вспыхнет не надолго, привлечет к себе внимание, и потухнет.
На рериховский эгрегор я сейчас смотрю как бы со стороны. (Хотя само учение для меня попрежнему очень близко и дорого). Как и православные церковники, рериховские работники в целом занимаются позитивной деятельностью. Но являются такими же ортодоксами. И проявляют такую же нетерпимость ко всему, что не способны понять и правильно оценить. 24 августа 2015 года ушла из жизни Людмила Васильевна Шапошникова.
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=4090
Она играла очень важную роль в укреплении рериховского движения. Долгие годы была его главным идеологом. С ее смертью видимо произойдет раскол эгрегора на еще меньшие группировки. Ведь лидера такого же масшаба среди ее приемников не наблюдается. И усадьбу Лопухиных без нее скорее всего будет уже не удержать в рамках общественного музея. Пока была жива -- был и меценат (глава Мастер Банка Борис Булочник), благодаря финансовой поддержке которого отремонтировали ветхие помещения усадьбы и выплачивали зарплату персоналу МЦР. Но сейчас все отреставрировано, все книги учения и сопутствующая литература напечатаны. Надобность в меценате отпала. Что и осуществилось незадолго до ухода из жизни ЛВШ в связи с крахом Мастер банка и появлением (как следствие) больших финансовых проблем у МЦР. Долго на пожертвования рядовых рериховцев музей в центре Москвы существовать вряд ли сможет.
Заглянем на страничку МЦР в интернете.
http://www.icr.su/rus/about/trustee/
ЦИТАТА: В 2002-2003 годах был сформирован Совет Попечителей Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Совет призван быть гарантом стабильности и развития Музея имени Н.К. Рериха. Его цель — оказывать содействие культурно-просветительской, научной, экономической и организационной деятельности Центра-Музея.
Ну и кто же эти люди? ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ПОПЕЧИТЕЛЕЙ Карпов Анатолий Евгеньевич — президент Международной ассоциации фондов мира, многократный чемпион мира по шахматам.
ПОПЕЧИТЕЛИ: Горбачев Михаил Сергеевич — лауреат Нобелевской премии мира, экс-президент СССР. Кузнецов Олег Леонидович — доктор технических наук, профессор, президент Российской академии естественных наук. Церетели Зураб Константинович — профессор, академик Грузинской академии наук, президент Российской академии художеств. Темирканов Юрий Хатуевич – российский дирижёр, педагог, профессор. Художественный руководитель и главный дирижёр Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской Государственной филармонии имени Шостаковича. Мессерер Борис Асафович — народный художник РФ, лауреат Государственной премии РФ, действительный член Российской академии художеств. Филатов Сергей Александрович – кандидат технических наук, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ. Рыжов Юрий Алексеевич — академик РАН, председатель научного совета Российской академии наук «История мировой культуры», президент Международного инженерного университета. Чуков Владимир Семенович – Председатель Регионального общественного Фонда поддержки экспедиционной деятельности«Арктика», действительный член Русского Географического общества.
http://www.icr.su/rus/about/trustee/
Все это уважаемые граждане России. Но никто из них не будет активно заниматься руководством рериховского движения. Это типичные "свадебные генералы". Письмо в поддержку какого-то проекта они еще подписать могут. Или посидеть в президиуме какой-то конференции. Но не более.
Этой осенью недвижимость МЦР была передана в федеральную собственность.
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=4277
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=4222
И что же дальше? Мой ответ таков. Музей Рерихов останется -- это не вызывает никакого сомнения. А вот люди, которые его обслуживают, могут поменяться. Что собственно регулярно наблюдалось и при жизни Л.В.Шапошниковой. Но все же у руля стоял один и тот же мощный, неформальный лидер. Теперь этого не будет. Постепенно мы привыкнем к ситуации, когда ничего существенного в музее не происходит. Организация станет слабенькой. И какой-нибудь более мощный пассионарий среди государственных чиновников или из опозиции МЦР отберет у него и наследие, и недвижимость. Все это будет оформлено в рамках действующего законодательства. Хотя и вызовет на некоторое время робкие протесты среди тех, кто многие годы входил в сеть рериховских обществ, возглавляемых МЦР. Эти ячейки в разных городах тоже перестанут быть единым, монолитным организмом.
http://www.icr.su/rus/cooperation/roerich_soc/
Лидеры ячеек или отойдут от активных дел по старости, или между ними начнутся конфликты. Каждый будет настаивать на том, что его авторитет более весОм... В общем у меня нет никаких надежд на то, что в среде рериховцев появятся МОЩНЫЕ ПАССИОНАРИИ, способные притянуть в свои ряды такое же количество последователей, как это наблюдалось в недалеком прошлом.
Но это даже хорошо. Как хорошо и то, что теософы в свое время утеряли роль лидеров в эволюционном развитии ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ЭГРЕГОРОВ. "Новое вино" не может быть влито в "старые меха". Пассионариев, которые продолжат вести человечество вперед, объединит новое Учение. Когда и где оно появится зависит от нас с вами.
|