Попытки соединить учение Р.Штейнера с УДВ
|
|
kualspb_2013 | Дата: Пятница, 22.06.2018, 11:11 | Сообщение # 16 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2013
Статус: Offline
| _014 Б. Ливехуд - О спасении души
http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=6501
Конфликты в Антропософском Обществе проходили, по нашему мнению, в соответствии с кармой, которая изживалась между упомянутыми группами. Хотя эти группы и имели проблемы между собой, они все же принадлежали к одному и тому же духовному течению. Внутри антропософского движения существует множественность форм, проявляется дифференцированность. Но все эти группы - в этом мы, молодые, были убеждены - стоят на почве антропософского движения как такового.Поэтому мы спрашивали себя, не хотел ли Рудольф Штайнер своим наказом обратить наше внимание на кармическую напряженность между так называемыми платониками и аристотеликами. Об этой напряженности он говорил в докладах, которые прочитал при новом основании Антропософского Общества в 1923 году. Кроме того, мы обдумывали, не указывал ли он тем самым на так называемые христиански-уставшие и ищущие христианства души, о которых он также говорил. Это, говоря упрощенно, души, которые устали от христианства, и души, которые его как раз особенно сильно ищут(3). Но обе эти возможности казались нам скорее неправдоподобными. Потому что и здесь речь шла не о кармической напряженности между различными духовными течениями, но о напряженности внутри одного течения, а именно антропософского. Что такое духовное течение? Духовное течение имеет дело с развитием человечества как целого. Этим развитием руководят высокие иерархические существа. В дохристианские времена эти божественные сущности полностью держали руководство в своих руках; в христианское время они все больше передают водительство самим людям. В первую очередь это уже упомянутые бодхисаттвы, чьей задачей является развитие человечества(4). Они приходят из сферы Меркурия и имеют духовный ранг архангелов. Двенадцать бодхисаттв образуют круг, в центре которого стоит Христос, "Тринадцатый". Они появляются один за другим и принимают на себя на срок в 5000 лет водительство развитием человечества. Каждый новый бодхисаттва приносит с собой совершенно новый импульс для человечества.Бодхисаттва не воплощается как человек, но действует из духовного мира на определенные человеческие индивидуальности. Духовная наука говорит в связи с этим об "инкорпорированности"(4а). Человеческие индивидуальности, которые избираются бодхисаттвами, должны, конечно, достичь определенной степени духовной зрелости, чтобы подобная инкорпорированность была возможна. И лишь в конце 5000-летнего периода бодхисаттва один раз воплощается в человеческом теле, чтобы достичь духовного ранга будды. Бодхисаттва, осуществляющий духовное водительство сегодня, называемый Майтрейя-будда, имеет особую задачу: силой слова пробудить понимание христианства. Предыдущий бодхисаттва, бывший за шестьсот лет до Р. Х. Гаутамой Буддой, имел задачей принести учение о сострадании. Деятельность этого будды была подготовкой к Мистерии Голгофы, когда Христом был принесен импульс любви.Есть и еще один, совершенно иной круг двенадцати. Этот круг состоит не из духовных, иерархических существ, но из людей. Речь идет о таких человеческих индивидуальностях, которые в своем развитии столь духовно возвысились, что могут в сознании достигать по меньшей мере второй иерархии(5). Они могут входить в контакт с этими космическими иерархиями и совещаться с ними, какие импульсы необходимы для развития человечества. Это великие вожди человечества, великие посвященные, как их называют. У меня и моих антропософских друзей все больше возникало ощущение, что тема духовных течений связана с этими духовными вождями. Рудольф Штайнер при случае говорит в связи с этим о "солнечной ложе" или белой ложе" человечества. И сердцем этого круга как Тринадцатый также является Христос. Сменяя друг друга или действуя в группе, эти вожди человечества служат развитию человечества. И это теперь наша задача, искать связь с вождями человечества, от которых в наше время исходят важнейшие импульсы. Нам нужно познать, кто они и как они действуют, если мы хотим противостоять тем темным силам, которые, как указывал Рудольф Штайнер. в 2000 году и позже проявятся в полную силу. Кто сегодня смотрит на мир, тот видит, что эти силы уже готовы действовать. У меня и моих антропософских друзей все больше возникало ощущение, что тема духовных течений связана с этими духовными вождями. Рудольф Штайнер при случае говорит в связи с этим о "солнечной ложе" или белой ложе" человечества. И сердцем этого круга как Тринадцатый также является Христос. Сменяя друг друга или действуя в группе, эти вожди человечества служат развитию человечества. И это теперь наша задача, искать связь с вождями человечества, от которых в наше время исходят важнейшие импульсы. Нам нужно познать, кто они и как они действуют, если мы хотим противостоять тем темным силам, которые, как указывал Рудольф Штайнер, в 2000 году и позже проявятся в полную силу. Кто сегодня смотрит на мир, тот видит, что эти силы уже готовы действовать. Шестьдесят лет меня занимал вопрос, какую роль играют вожди человечества и как можем мы узнать их деятельность. Члены Антропософского Общества спросили меня как-то однажды: какого рода, в сущности, значение Рудольфа Штайнера для антропософии и какое отношение имеет к этому Христиан Розенкройц? Это стало для меня тогда поводом заняться индивидуальностью, которую мы все знаем в ее воплощении как Рудольфа Штайнера, а также индивидуальностью которая всегда действовала скрытно и на которую эзотерическая наука указывала именем Христиана Розенкройца(6).Но мои исследования натыкались на внутреннюю стену. Было так, словно духовный мир еще не хотел выдавать действительность, касающуюся отношений между этими двумя вождями человечества. Особенность этих вождей человечества заключается в том, что они суть нормальные люди. Они должны быть не только рождены, но также должны учиться говорить, получать образование и тому подобное, поскольку все, что они имеют принести, они должны облечь в соответствующее своему времени одеяние. Они всегда должны быть "дома" в культуре, внутри которой они действуют. Это значит, что следующие одна за другой инкарнации этих вождей могут подчас быть совершенно отличны друг от друга. В одной культуре их деятельность имеет совершенно иной характер, нежели в другой. Почему нам непременно нужно знать об этих вождях человечества? И почему мы, обращая взор на самих себя, должны быть в состоянии определить, на кого из этих вождей мы главным образом ориентированы или с кем мы кармически связаны? А также, имеет ли это значение при решении вступить в соответствующую инкарнацию? Или же мы связаны через все инкарнации с одними и тем же определенным вождем человечества? Это все открытые вопросы! Но одно несомненно: познание собственного духовного течения очень важно для нахождения красной нити" личного хода жизни. Речь при этом идет о познании глубочайшей цели нашей инкарнации. Если задача, которую имеет человек в этой жизни, спиритуального рода, то должна быть связь с определенным духовным течением.
… Однажды вечером Пфайффер прибыл к нам, чтобы прочитать доклад о первом Гетеануме для сотрудников нашего лечебнопедагогического института Цоннехуиз. Он делал это особенно интимным образом. - Затем мы еще посидели вместе, и я спросил его: именем неба, как же это можно, что люди из окружения Рудольфа Штайнера, которые столь умны и даже поистине милые люди, имеют столько проблем друг с другом? Они позволили всему зайти настолько далеко, что не могут и уже не смогут вместе работать! Пфайффер взглянул на меня и сказал: я спросил однажды Рудольфа Штайнера, в чем причина проблем, которые в тот период трехчленности возникли в связи с инициативой "Грядущий день"(8). Рудольф Штайнер скачал тогда: "Ты должен понять, что многие наши друзья проходят промежуточную инкарнацию, в которой будет ускоренно погашена старая и негативная карма, так что к своей следующей инкарнации, когда это действительно будет важно, они избавятся от этой плохой кармы. Поэтому, - сказал Штайнер, - мы должны вынести и выстрадать все промахи. Этот образ мне необычайно помог. Я увидел многих пионеров антропософского движения другими глазами.
… Древнейшим вождем человечества является Ману(18). С лемурийских времен он принимал участие во всем, что происходило с человеческой душой. В атлантическое время им были основаны центральные солнечные мистерии. Заратустра и Гермес - его ученики. Ману был также тем, кто в начале послеатлантического времени собрал вокруг себя людей, уже развивших начала "Я "сознания. И с этими людьми он идет на восток, чтобы там основать индийскую культуру. Мне не нужно здесь распространяться об этом дальше. Рудольф Штайнер сам об этом часто говорил. Под руководством Ману из древнеиндийской культуры вышли затем все культуры, которые в итоге привели к сегодняшней западной культуре, то есть древнеперсидская, египетско-вавилонская и греческая культуры.
… Сегодня мы займемся вторым великим духовным течением. С определенной точки зрения оно полярно первому течению, которое мы вчера охарактеризовали как течение познания духа. Второе течение может быть обозначено как деятельность в мире, воздействие на мир. Речь идет о том течении, которым руководит Христиан Розенкройц. И здесь возникает большой вопрос, а именно: кто был Христиан Розенкройц? Эта индивидуальность предприняла свой последний ряд инкарнаций лишь в 13 столетии, в тот момент, когда человечество созрело, чтобы выработать индивидуальный разум. Течение розенкрейцеров все же много, много древнее, чем антропософия. Самая известная инкарнация Христиана Розенкройца это Хирам Абиф, строитель храма Соломона. Этот Соломон мог путем духовного видения познать размеры и пропорции храма. Он мог воспринять, как должен был выглядеть храм согласно воле духовных властей. Однако он не мог произвести необходимых расчетов, которые были нужны для реальной конструкции здания. Для этого ему нужен был архитектор, который мог обходиться с земной материей, который мог строить в земной реальности нечто, что было не только видением, но и остающейся, конкретной реальностью. Я не хочу здесь пересказывать так называемую "храмовую легенду". Рудольф Штайнер посвятил ей ряд докладов, которые сегодня изданы в томе "Храмовая легенда и золотая легенда"(30). Там описывается драма, которая разыгралась между Соломоном, потомком Авеля, и Хирамом, потомком Каина.Драма действительно ведет назад, к противостоянию Авеля и Каина. Эта история известна из Библии: один из них пастух и жертвует овцу из своего стада. Другой земледелец и жертвует плоды своего поля. Что различает обоих? Первый оставляет вещи таковыми, каковы они есть, и живет в гармоническом созвучии с природой. Другой хочет преобразовать землю, своими руками облагородить и возделать ее. Каин пашет землю, сеет и собирает урожай. Через его труд силы Солнца могут соединяться с Землей. Яхве, лунный Элохим, отвергает, отражает солнечные силы и тем самым также жертву Каина. Так в развитии человечества возникает двоичность: есть люди, которые владеют знаниями, и люди, которые владеют умением. Стремление изменить Землю, превратить ее в храм - вот глубокое основание течения розенкрейцеров. Цель этого течения связана с глубокой тайной в развитии человека и Земли. Кто знает труды Рудольфа Штайнера, тому известно, что не только каждый человек снова и снова проходит через новые воплощения, но также и сама Земля. Та Земля, какой мы ее сегодня знаем, проделала уже три таких воплощения. Первое было названо Рудольфом Штайнером как "древний Сатурн", второе как "древнее Солнце", третье как древняя Луна" и четвертым является Земля. После явленой сегодня формы последуют еще три дальнейшие, носящие имена "Юпитера", "Венеры" и "Вулкана". Следующее воплощение Земли, состояние Юпитера, будет совершенно другим, нежели теперешнее. Тогда больше не будет вещества. Основа Юпитера будет состоять из эфира. Дело обстоит так, что сущностное сегодняшнего состояния Земли - точно также, как в случае с человеком - перейдет в будущее состояние Юпитера. Однако для этого Земля должна быть преобразована, трансформирована. И это должно быть сделано человеческими руками. Все, что человек облагораживает, всюду, где он из природы создает подлинную культуру, образует зерно будущего воплощения Земли. Все другое будет отброшено. Это облагораживание является задачей каинитов.
… Искусство также входит в розенкрейцерское течение. Скульптор, создающий из камня скульптуру, поднимает материю на более высокий уровень. Художник, накладывающий на холст мазок за мазком, краску за краской, работает на границе физического и эфирного мира. Выдающийся художник, то есть тот, который действительно может творить, должен иметь глубокие познания материи. Скульптор не может работать с материей, не познав ее физических тайн. И он также должен знать структуру дерева, с которым работает. В связи с этим важно указать на тот факт, что Рудольф Штайнер, хотя он принадлежит течению познания", указывает на путь ученичества, каким он представлен в его книге "Как достигнуть познаний высших Миров?"(35), как на розенкрейцерский. Почему он это делает? Потому что Христиан Розенкройц открыл глаза на реальность физического мира. В Теософском Обществе, которое было сильно ориентировано на восточные истины, об этом не имели никакого понятия. Там как раз избегали физического мира. В центр там ставили не собственные восприятия, но послания мастеров, сообщенные медитативным путем. Рудольф Штайнер сказал: рассмотрите зерно! Возьмите карандаш, и рассмотрите, как он сделан! Так Штайнер входил в физическую реальность. Это было крайне необходимо как терапия для тогдашней теософской публики. И чтобы было ясно, что его сообщения никак не в духе восточной традиции, но именно в западном духе, он ссылается на Христиана Розенкройца как инспиратора антропософского пути ученичества. Рудольф Штайнер хотел поразить тогдашних теософов трезвым языком своей книги "Как достигнуть познаний высших миров?" В чем же смысл познания, к какому духовному течению ты сам принадлежишь? Ну, если это знать, тогда можно смотреть дальше, нежели только на близлежащие задачи и цели, тогда знаешь, что свою работу следует воспринимать как часть чего-то большего. Не видя же более обширных взаимосвязей своей деятельности, человек может долго топтаться на месте. Естественно, следует всегда давать себе отчет, что имеешь дело также и с другими течениями. Никогда не являешься исключительно розенкрейцером. Человек существо трехчленное: он думает, он чувствует и он делает. Так это и с тремя течениями. Розенкрейцер также имеет связь с Рудольфом Штайнером. Ибо что он знает, он знает это только благодаря Рудольфу Штайнеру -без изучения [антропософии] в сегодняшнее время нельзя сознательно быть розенкрейцером. И прежде всего справедливо, что каждый человек в той или иной своей инкарнации должен выполнить совершенно определенную задачу. И если он не находит эту задачу, тогда он несчастен.
… Розенкрейцеры стоят как бы в первом ряду в борьбе сил добра и тьмы. В определенных областях они должны быть первопроходцами. В средние века они действовали еще тайно. Сегодня розенкрейцер полностью открыт. Что нужно ему, чтобы плодотворно работать?Я хочу назвать нечто, что особенно важно для развития розенкрейцерской работы.Как важный пункт я называю: внимательность к темпу развития. Всякое развитие совершается медленно. Ариманические силы хотят все ускорить, поторопить. Можно видеть, как повсюду в наше время все имеет тенденцию прежде всего к краткосрочным проектам и быстрым результатам. Это организует Ариман, так как он хочет помешать "Я" человека достигнуть совершенно сознательного отношения к новым спиритуальным способностям.Ариману нужны люди, лишенные "Я", которые больше не имеют никакого внугреннего контакта с вещами и действуют автоматически. Цель Аримана - механически функционирующее общество. Любое развитие требует времени. Я очень хотел бы, чтобы следующее предложение было написано большими буквами: ЕЩЕ НЕ ВРЕМЯ СОБИРАТЬ УРОЖАЙ!СЕГОДНЯ ВРЕМЯ ВЫСЕВАТЬ ЗЕРНА,КОТОРЫЕ ПРИНЕСУТ ПЛОДЫВ БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ ВРЕМЕНА. Кто не может с этим примириться, тот должен отказаться идти путем, которым должен идти розенкрейцер. Иначе он будет переживать разочарование за разочарованием.Розенкрейцер должен учиться жить с вопросом и ждать того момента, когда сможет прозвучать ответ из духовного мира. Даже если это тянется, быть может, двадцать или тридцать лет. Только с такой выдержкой побеждают Аримана. Речь идет не о том, чтобы добиться внешних успехов, но о том, чтобы выдержать. Время души сознательной, в котором мы теперь живем, продлится до 3500 года. То есть впереди у нас еще 1500 лет! За это время должна возникнуть подлинная культура души сознательной. Тем, кто стремится ускорить этот процесс и уже сегодня хочет видеть конкретные результаты, кто всегда говорит: то, что делается тут или там, это нельзя еще назвать культурой души сознательной! - тем я мог бы ответить: естественно, нет, как можно было бы ожидать чего-то другого?Такой подход не имеет ничего общего с пессимизмом. Он больше коренится в глубоком доверии к реальности духа. Доверие к тому, что скромные зерна, которые сеют, когда-нибудь действительно станут плодами - вот то, чему должен учиться розенкрейцер.
… Конечно, это трудно, сказать сейчас конкретно, как будет выглядеть новый импульс Ману. То, что я сейчас скажу об этом, следует расценивать как осторожную попытку. Однако одно кажется мне неоспоримым: он появится не для того, чтобы учредить новую религию. У меня впечатление, что он скорее даст импульс к мощному социальному движению, которое охватит большую часть мира. При этом речь может идти о движении людей, которым опостылела эгоистическая материальная культура и которые имеют потребность основать культуру на базе интереса к другим людям. Я ожидаю нечто подобное. Еще раз я хотел бы это совершенно четко подчеркнуть: никто не может предсказать будущее. То, что я здесь высказываю, суть догадки, не более. Нужно опасаться образовывать слишком твердые представления о будущем, так как до тех пор, пока оно не станет явным, эти представления оказываются препятствием для восприятия того, что действительно происходит. Действительность часто шокирующе иная, чем ее себе представляли. Однако я предполагаю, что возвысится кто-то, кто, возможно, в политическом смысле будет играть не такую уж большую роль, но окажется в состоянии воодушевить большие группы людей к социальному идеалу. Вместе с этими людьми он пойдет в мир и вызовет перелом настроения в отношении общественных проблем.
… В том, что я хотел бы передать вам, мои читатели, воплощения великих вождей человечества вовсе не главное. Что нам с того, что мы их узнаем? Такого рода познания плодотворны лишь тогда, когда благодаря им открываются сердца; если в нас пробуждается понимание, что каждый из нас вовлечен в борьбу, которая уже потребовала многих жертв. Кто позволит воздействовать на себя драматическим инкарнациям Рудольфа Штайнера, Христиана Розенкройца и Ману, кто действительно впустит эти жизни в свою душу, тот ощутит великую солнечную силу, которая скрывается за этими фактами.Тогда познают, прежде всего у Ману, что здесь лежит сила познания и жертвенная готовность, вырастающая из сердца. В будущем возникнет новая мораль, согреваемая сердцем мораль, которая не будет дана извне в форме десяти заповедей, не будет изобретена философами или учителями этики. Это будет мораль, проистекающая из непосредственного переживания, всечеловечная по своей природе. Эта мораль будет приводить людей к жертвенной готовности. ххххххх
|
|
| |
kualspb_2013 | Дата: Пятница, 22.06.2018, 13:33 | Сообщение # 17 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2013
Статус: Offline
| _014 (продолжение 1)
СТРАТЕГИЯ СИЛ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ До сих пор мы говорили о силах, играющих позитивную роль в развитии человечества. Однако эти позитивные силы не могут быть поняты без познания сил негативных, которые ведь тоже имеются. Существует постоянное взаимодействие между деяниями негативных сил и сил благих. Чего желают злые, это оказывает свое влияние на силы добра, и наоборот. Потому что благие силы всегда реагируют на действия сил зла, дабы обернуть их во благо.Теперь о силах противодействия. В развитии человечества поначалу шла речь только о той власти, которую Рудольф Штайнер называет Люцифер. Его деятельность простирается вглубь веков. Так, например, Люцифер создал в древней Лемурии в сфере астрального мира необычные образы ящеров. - Вторая сила противодействия, которую Рудольф Штайнер называет Ариман, принялась эти астральные образы воплощать непосредственно в физической действительности. Эти гигантские создания стали серьезной угрозой развитию человечества. И лишь когда ящеры снова вымерли и их останки были глубоко и надежно погребены в Земле, человеческое развитие могло продолжаться дальше. Из этого эпизода истории человечества уже хорошо видна сущность обеих сил противодействия. В обоих случаях мы имеем дело с духовными существами, которые восстали против космического порядка, цель которых прежде всего затруднить развитие человечества, направленное на достижение индивидуальной свободы и духовной автономии. При этом оба духовных существа поддерживаются сонмами низших существ, которых в эзотерической литературе называют "демонами". Таким образом, существуют люциферические демоны и ариманические демоны. Рудольф Штайнер всегда подчеркивал, что чрезвычайно важно хорошо различать обе формы зла. В сущности, они имеют полярный характер. Люцифер всегда стремится к видениям, он хочет увести человеческую душу от Земли. Ариман, напротив, хочет вогнать человека глубже в земное, сильнее связать его с физической материей. Он является инспиратором ставшего односторонним материализма, творцом пустого, абстрактного мышления, что сегодня задает тон в нашем обществе. Люцифер создал карикатуру лишенной содержания фантазии, Ариман - карикатуру лишенного содержания компьютерного мозга. Хотя они противоположны в отношении их намерений и методов действий, они заключили пакт о сотрудничестве. Из того, что я скажу сегодня, будет ясно, почему это так. После уже упомянутого эпизода в древней Лемурии при образовании человеческого астрального тела был сделан следующий шаг. Тогда происходит нечто исключительно важное в развитии человечества: люциферические силы получили доступ к астральным телам людей. Это привело к тому, что мужское человечество приняло экстравертный характер, женское, напротив, более интровертный. В этот период возникают первые зачатки речи, однако они еще больше походят на пение и опираются на интровертные души женщин. В конце лемурийских времен ситуация на Земле становится столь тяжелой, то есть наступает до того сильное "отвердение", что человеческие души не в состоянии больше инкарнировать. Адам и Ева, описанные в Библии как первые люди", это, в сущности, последние души, которые эти условия еще "выдерживают", и тем самым на Земле обеспечивается непрерывность [человеческого рода - ред. ]. После этого трудного времени, когда субстанция Земли вновь становится мягче", души людей постепенно одна за другой снова находят доступ к физическим телам. Когда начинается атлантический период, все больше и больше людей возвращаются на Землю.Теперь под влиянием Люцифера человечество начинает делиться на расы, народы и племена(45). Тем самым Люцифер действует в духе позитивной цели: через это разделение человеческие души получают возможность в каждой инкарнации приобретать совершенно различный опыт. Первые атлантические народы, рмоагалы, становятся затем предками позднейших черных народов. В этих культурах получает развитие то, что в духовно научной литературе обозначается как "силы быка". Это те силы, которые лежат в основе обмена веществ. Культы коровы, возникшие по всей Земле и действовавшие потом еще очень долгое время, имеют свой исток в этой первой атлантической культуре. - Вторая атлантическая культура, народ тлаватлей, образует "культуру льва", которая базируется на силах, связанных с дыханием и ритмической системой в человеке. И, наконец, пра-тольтеки развивают культуру орла, связанную с силами мышления. Эти пра-тольтеки отправляются затем на Запад и становятся предками позднейших индийцев. Они развивают особенно миролюбивые культуры, опирающиеся на земледелие. В четвертый и средний атлантический период, в период пра-туранцев, человеку, который к этому моменту состоит из физического тела, эфирного тела и астрального тела, впервые как капля" присоединяется "Я". Теперь развитием человечества начинает интересоваться Ариман. Первое, что он делает, это следующее. Он наполняет эти "Я", которые еще не имеют земного опыта, высокомерием. Поэтому человек подвергается соблазну магии, что, в свою очередь, ведет к аномальным природным явлениям, катастрофам. Это ариманическое высокомерие оказывается началом конца атлантической культуры. В сущности, тогда все протекало точно также, как и сегодня.Теперь мы оставим атлантическое время и последуем за этими пра-туранцами, которые затем отправляются на Восток, в центральную Сибирь, где они основывают шаманскую культуру. Они остаются там до тех пор, пока не исполнят свою миссию для Аримана, а именно, уничтожение позднейшей персидской культуры Заратустры. Когда в послеатлантическое время персидская культура достигает расцвета, то мы видим, что это приводит к борьбе с туранцами. Персы вынуждены мобилизовать все силы, чтобы защитить свою солнечную культуру от потомков древних туранцев. В итоге туранцы проигрывают эту битву. Медленно, но неудержимо распадается их культура, и их народы крошат друг друга. Для Аримана это было первое разочарование в длинном ряду. Для Аримана характерно, что он не извлекает уроков из своих разочарований. Люди учатся на своих разочарованиях, Ариман нет. Каждый раз он думает: ну, в этот раз удастся! Ариман постоянно пытается захватить развитие человечества. Вслед за вторым послеатлантическим периодом, древнеперсидским, в следующем, древнеегипетском, Ариман создает себе возможность отважиться на новую попытку. В начале египетского времени впервые в истории душевная жизнь человека приобретает сознательный характер. Теперь он не реагирует лишь автоматически на то, что происходит вокруг него, но развивает зачаток самостоятельной внутренней жизни, зачаток души ощущающей. Возникает внутренняя непрерывность в сфере переживаний. В этом была задача египетской культуры, заложить зерно материалистической культуры, которая должна была прийти к полному расцвету лишь много позже, в сегодняшнее время. Этот подготовительный характер египетской культуры проявляется, например, в чрезмерном интересе ко всему, что связано с физическим телом. Посредством мумифицирования человеческое "Я" остается связанным с физическим телом еще долго после смерти. Ариман же пытается такие процессы, которые связывают человека с физической действительностью, усилить до такой степени, чтобы тем самым вызвать ускоренное развитие материалистической культуры. Ответ благих сил мы находим в строительстве пирамид. Что такое пирамида? Пирамида это насквозь космическое сооружение. Ее мера определяется космическими закономерностями. Пирамида это "космическая полость" в земном царстве. И в этой полости лежит гроб фараона, отчего возобновляется связь между египетской культурой и духовным миром.Следующим позитивным импульсом была египетская математика, которая точно так же, как пирамиды, базируется на космических закономерностях. Число один обозначает в математике "целое", целостность космоса. Число два было расколом, делением. Два было, таким образом, "половиной". Чем выше было число, тем меньше была часть. Это суть та же самая математика, которая действует и в музыке. И поскольку духовные гармонии пронизывали эту математику, египтяне могли создавать свои чудесные сооружения. Так хиреет (простите мне это слово) влияние Аримана. Лишь много позже в декадентской фазе египетской культуры удается Ариману снова приобрести влияние на ее развитие. Снова Ариман разочарован. Его следующая попытка приходится на время, когда подготавливалась Мистерия Голгофы. Тогда перед поворотом времен из пришедших в упадок атлантических мистерий Венеры как ответный ход" возник ариманический импульс. Развивается "отрицательный" солнечный культ, которым руководит Ариман и чьим знаком является знак Таотля(46).Тем самым я хочу указать на темные мистерии Мексики, где жрец достигает своего посвящения тем, что он постоянно совершает убийства и хладнокровно, в полном сознании режет живую плоть, чтобы изъять живые человеческие органы. Всякий раз, когда жрец таким подлым образом убивал человека, он поднимался в мистериях градусом выше. Чем чаще он это делал, тем глубже входил он в реальность зла.Богом этих темных мистерий был Таотль, насквозь злое существо. Однако параллельно этому возникает также народная религия, чьим богом является Тескатлипока. Этого бога Рудольф Штайнер сравнивал с Яхве. Потому что культура Яхве, как и культура Тескатлипока, была инспирирована из сферы Луны.Здесь Ариман хотел создать полюс, противоположный тому, что как раз тогда подготавливалось: Мистерии Голгофы. Примерно в то же самое время, как и Иисус из Назарета, в Мексике также рождается ребенок - легенда говорит: от девы и пернатого существа. Этот ребенок носит имя Вицлипуцли(46а). Он вырастает и собирает вокруг себя людей, которые черпают свою силу из центральных солнечных мистерий. Когда Иисусу из Назарета исполнилось тридцать лет и во время Крещения в Иордане с ним соединилось существо Христа, чтобы в течение трех лет пребывать на Земле, в Мексике это привело к сильному противостоянию между жрецами Таотля и сторонниками Вицлипуцли.Противостояние заканчивается тем, что вождь темных мистерий был побежден и распят. Примерно в одно и то же время висели они на кресте: Христос в Палестине и черный маг в Мексике. Распятием вождя мистерий Таотля была также сломлена магическая сила Аримана - он какое-то время не мог негативным образом вмешиваться в человеческое развитие.Можно задать себе вопрос: кто был этот Вицмитуцли, ведший борьбу не физическим оружием, но силой своего духа? Не был ли это сам Ману?(47) Относительно этого не существует никаких указаний Рудольфа Штайнера. Однако я могу себе представить, что вы, дорогие читатели, будете наталкиваться на этот вопрос. Это хорошо, жить с такими вопросами. Возможно, когда-нибудь придет внутренний ответ. Вицлипуцли собрал вокруг себя людей, которые в предыдущих воплощениях были посвящены в центральные солнечные мистерии. Для этих людей характерно то, что они были способны работать вместе как группа, отражая влияние темных мистерий. Тем самым я подхожу к пункту, который имеет значение для антропософского движения: однажды Рудольф Штайнер высказался, что определенные пионеры антропософского движения прошли через воплощение в окружении Вицлипуцли и при этом сыграли важную роль в борьбе против сил тьмы. В своей теперешней инкарнации, согласно Штайнеру, эти индивидуальности уже искали антропософию. Мне думается, что это были люди другого душевного склада, чем многие из нас привыкли. Что же является существенным в истории Вицлипуцли? Перед нашим духовным взором возникает грандиозный образ: на Востоке висит на Кресте безвинный Христос, тогда как на Западе на кресте по заслугам висит черный маг: образ и его противообраз. Если бы миссия Вицлипуцли не удалась, то Европу захлестнула бы грязная волна черной магии с Запада. После ее уничтожения Европа смогла развиваться свободно. Последствием этого события является неосознаваемая склонность Европы отворачиваться от Америки - тот настрой, который еще не преодолен также и среди нас, антропософов. Но если однажды внутренне вызвать эту большую картину и вдобавок осознать, что Вицлипуцли и его друзья были людьми, тогда понимаешь, что речь идет об эпизоде, который был решающим для всего человеческого развития. Снова Ариман проиграл и снова ждет следующей возможности. В начале развития души рассудочной, когда начинается греко-римский культурный период, Люцифер и Ариман решают поделиться добычей. Люцифер получает Грецию, а Ариман латинские народы. Люцифер намеревается таким образом воздействовать на греческую культуру, чтобы она закончилась в дыму эстетства и иллюзий. Он хочет добиться того, чтобы греческая культура потеряла всякую связь с земной реальностью. Конечно, греческая культура полна очарования, также и для нас, и это вполне оправданно. Однако решающим при этом является то, что эта культура не должна была оказаться приведенной к той цели, которую поставил Люцифер: снова вмешиваются вожди человечества - они интродуцируют греческую философию как противообраз мечтам Люцифера. Рождаются досократики, которые еще целиком живут в образах души ощущающей. Но прежде всего это Сократ и Платон, которые постепенно отдаляются от этого образного мира. Они развивают свою философию из души рассудочной. Все же Платон не совсем преодолевает это; его философия, хотя она тоже интересна и прекрасна, остается все же большей частью укорененной в мифологии, он не прорывается к философии конкретного мышления. Это делает Аристотель, который завершает труд Сократа и Платона. Выше я уже касался подробно Аристотеля и его сестринской души, Александра Великого. Здесь я хотел бы сделать лишь одно дополнение: именно Аристотель был тем, кто остановил люциферические силы. Я знаю множество антропософов, которые очень восторгаются Платоном и морщат нос, как только слышат имя Аристотеля, так как Аристотель кажется им сухим и мало спиритуальным. Однако если попытаться читать "Психологию" Аристотеля - что действительно очень непросто - то там наталкиваешься на множество познаний, которые мы снова встречаем в "Теософии"(47а) Рудольфа Штайнера. За греко-римским периодом наступает средневековье. Также и в этот период Ариман пытается осуществить свои цели, тем, что он "ариманизирует" труд Аристотеля. Это значит, что этот труд уводится в нереальные абстракции. Такому преобразованию труды Аристотеля подвергаются в арабских странах. Оттуда они распространяются по всей Европе. Затем является Фома Аквинский, он освобождает этот труд от влияния ариманического мышления и христианизирует его. Дважды Ариман пытается из арабских стран угрожать христианской культуре. Первый раз это приходит из Гибралтара. Арабские войска проникли до Пиренеев, однако возле Пуатье они были отражены. Вторая попытка Аримана исходит из Стамбула. Он остановлен неподалеку от Вены. В те времена все это принимало вид кровавой резни. Сегодня мы должны спросить себя: как обстоит дело теперь? В стенограмме одного долгое время не публиковавшегося доклада(48), выдержки из которого, тем не менее, циркулировали и антропософском движении, Рудольф Штайнер говорит, что в конце тысячелетия Люцифер и Ариман объединятся, чтобы завладеть человечеством. Это ждет нас в ближайшее время! В 1916 году Рудольф Штайнер сказал, что в начале XXI века зло выступит в форме, которую теперь - то есть тогда - еще нельзя было обсуждать. Это был 1916! Для нас же это стоит непосредственно у порога - большинству из нас предстоит это пережить! И все вместе это составляет причину того, что Ману хочет инкарнировать в следующем столетии. Он хочет поднять мощное народное движение, которое образует противовес надломленной материалистической культуре. Но вчера мы об этом уже говорили. Мое личное ожидание таково, что Ману родится не в какой-либо европейской стране, но где-нибудь в другой части мира. Почему в Европе? Потому что мы, антропософы, там живем? В кратчайшее время, так я думаю, соберет он вокруг себя много людей, всерьез обеспокоенных господством в мире материально ориентированной культуры. И он будет работать с небольшой группой людей, стоящих в "течении познания" с целью помочь людям Земли прозревать намерения Аримана. Без духовнонаучных познаний это не получится! Многие группы сподвижников пошлет он в мир, чтобы пробудить людей от ариманического сна. Начало этого мы уже видим: это поднимающееся из глубины неприятное ощущение, присущее множеству людей, которые вообще не имеют никакого отношения к антропософии, но тем не менее чувствуют: сегодняшняя культура требует только моей головы! Я часто слышал, как молодые люди говорят: мы превратились в диктофоны, мы получили компьютерные мозги, и мы можем только воспроизводить то, что в нас вложено. Однако человек имеет также сердце, чувство. Мы бросаем нашу молодежь пробираться через пустыню. Трюк Аримана состоит в том, что люди так рано, как только возможно, начинают развитие интеллекта, охотнее всего уже с четырех лет. Это имеет двойное следствие: первое, что неслыханное число людей внутренне надорваны; второе, что накапливается недовольство. Это недовольство когда-нибудь прорвет плотину интеллектуализма и с необычайной силой будет искать выхода. В этот момент должны найтись группы людей, которые смогут оказать поддержку неуверенным душам, смогут защитить их от рук Люцифера. Потому что это так и будет происходить: разорвав путы Аримана, будут попадать в теплые объятия Люцифера. Внутри антропософского движения, помня об этом будущем, мы должны учиться работать друг с другом в группах. Не играет особой роли, что это за группы, учебные ли группы, жизненные ли сообщества, или рабочие группы. Заниматься вместе, человеческим образом вести школу, вести хозяйство крестьянского двора, вести предприятие... Тогда мы будем готовы к тем вещам, время которых приблизилось. Я думаю, что острая фаза борьбы будет лежать между 2020 и 2040 годами. Тогда откроются бездны демонов. Национал-социализм и большевизм на их фоне поблекнут. При этом погибнут миллионы. Однако и миллионы будут оказывать сопротивление. И точно также, как во всех предыдущих случаях, Ману будет с нами, чтобы помочь; точно также, как он, без сомнения, присутствовал в великой борьбе тогда в Мексике. Многих достигнет клич, и многие из свободной воли станут на сторону Ману.Цейст, октябрь-ноябрь 1992
ххххххх
|
|
| |
kualspb_2013 | Дата: Понедельник, 06.08.2018, 09:46 | Сообщение # 18 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2013
Статус: Offline
| _015
-- Процитирую известного антропософа нашего времени Бондарева на тему решения еврейской проблемы.
ЦИТАТА: Евреи всего мира, перестаньте самоизолироваться и замыкаться в расовое единство. Живя среди других народов, говоря на их языках, срастаясь с их культурой, вы приобрели бесценный дар автономной личности, способной идти к безграничной духовной свободе. Берегите этот дар. Берегите культуры, на которых вы воспитались, способствуйте их здоровому развитию, поскольку их судьба — это и ваша судьба. Вне их вы не найдете счастья, не найдете более высокого смысла существования. Воспользуйтесь современными, самыми благоприятными из когда-либо существовавших, условиями для слияния с народами, среди которых вы родились, воспитались и с которыми вы фактически уже представляете одно целое. Употребите все силы на то, чтобы все народы мира обрели достойное человека существование. И будьте счастливы в той мере, в какой можно быть счастливыми в той среде, куда каждого из вас поставила карма. Не вносите прихоть темных политиков туда, где господствуют космические законы вечного человеческого духа.
ххххххххх
-- А вот еще интересные цитаты.
ЦИТАТА: Здесь необходимо еще раз сказать, что развитие культур в определенном смысле напоминает духовное развитие отдельного человека. Чтобы породить новые самостоятельные феномены культуры, народ должен привести в действие присущие ему, как народу, эфирные силы, которые начинают расходоваться в ходе культурной работы, и когда она приходит к своему завершению, то, с одной стороны, мы имеем зрелую культуру, а с другой — ослабленный, как бы "выгоревший" в своей жизненной сути народ или группу народов, ее сотворивших. Они как бы принесли себя в жертву на алтарь духовного развития человечества, и на их место должны встать другие народы, люди с иной духовно-душевной конституцией, способные нести дальше культурный импульс, который по завершении предыдущего этапа претерпевает глубокую метаморфозу. Вот откуда берется понятие старческих, стареющих и молодых народов. Современные персы, египтяне, евреи, греки являются старческими народами. Их расцвет, скажем, "народная юность" лежит в далеком прошлом. Молодые народы обращаются к нему в целях "спиритуальной экономии", чтобы не начинать абсолютно все с самого начала, однако новое в духовном развитии человечества им надлежит творить самим, для чего потребуется израсходовать свои жизненные силы и со временем состариться. Таким образом, старческие народы служат новой культуре лишь тем, что они создали как духовные ценности. Любая их претензия на духовное водительство, на творчество принципиально нового мертвит культуру. Им становится необходимо научиться следовать за другими, поскольку те, кто творят новую культуру, за тысячелетия до того готовились к своей задаче высшим водительством, имеют, по сравнению с ними, иную душевно-духовную конституцию. Анализ культуры дает исчерпывающее доказательство подобного положения вещей, если его не искажают политическими и националистическими доктринами. Для тех народов, которые приближаются к решению новых духовных задач, Божественные Иерархии создают особую эфирно-астральную ауру, соответствующую всей телесно-духовной конституции тех, кто будет подвержен ее действиям. Дело тут опять-таки обстоит примерно так же, как и в случае отдельного воплощающегося на Земле человека. Мы вправе говорить о воплощении народа в культуру.
ххххххххх
_016
-- Приведу отрывок из книги, посвященной биографии Р.Штейнера. https://vk.com/docs-43607386
ЦИТАТА (С. Риуэ-Короз "Эпопея Духа XX-го века. Биография Рудольфа Штейнера"):
Рудольф Штайнер живет только для передачи Обществу, и через него миру, этого потока духовности, принимаемого им. Его активность подобна чуду, как и размеры его деятельности. Он находится в состоянии постоянного творчества. Рассказ не может передать всех результатов этой активности, уровни которой меняются все время, изменяя перспективы. Нет возможности дать последовательный отчет об этом непрерывном творчестве, и приходится ограничиться всего несколькими аспектами. В Швейцарии и Германии, повсюду, куда зовут его последователи, в Англии, Франции, Голландии, Чехословакии он каждый раз воскрешает событие, имевшее место на повороте 1923-24 годов. Он посещает страны, где только что основались национальные секции. Дух Антропософии, вливавшийся хаотически в движение, не имеющее определенных контуров, теперь внедряется в организацию Общества, - говорит он, - и этим оно обновляется. Оно больше не довольствуется только распространением Учения. Оно прямо отражает духовную силу, проникающую в человечество на повороте его истории. И все его поведение должно вдохновляться этим. Он проводит сам с членами Общества в Дорнахе "Курс Антропософии" 139, указывая на изменения, которые должны быть внесены в способ изложения основных положений: они должны стать более насыщенными и более упорядоченными. Можно заметить, что различие между его устным и письменным стилем еще усилилось. Когда он говорит, речь его делается свободнее и вдохновенней. Периоды усложняются. Синтаксис не успевает следовать за ними. Он превзойден, он остается позади... Фраза же продолжается и достигает цели. Полет речи побеждает конструкцию. Письменный же стиль, наоборот, делается все более сжатым, достигая лапидарности. Он никогда еще не давал тем в столь сжатой форме, в столь отточенных определениях. "Антропософия это путь познания, который хочет вести дух в человеке к Духу во Вселенной". "Первый курс Духовной Науки" является наилучшим примером его устного стиля, а "Руководящие положения" - письменного. Разницу эту можно объяснить. Когда он говорит, он видит. Видящий затмевает мыслителя. Когда он пишет, он шлифует алмаз. Не перестаешь удивляться, наблюдая, с какой уверенностью он отвечает с места на проблемы, которые ставятся ему людьми и событиями. Мы уже видели, например, что педагогика Вальдорфской школы была установлена в дни, предшествующие открытию школы. То, что нормально было бы результатом целой жизни изучения и разработки, дается им сразу, с полнотой и насыщенностью, которую последовавшие углубленные исследования могли только подтвердить. В этой душе, универсальность которой непостижима, идеи подобны живым зародышам, которых поддерживает постоянный поток духовной жизни. Эти зародыши раскрываются, благодаря встречам, приносимым жизнью. Идея раскрывается в действии, при наличии условий, необходимых для ее "активизации", можно отметить, что ответ дается тем скорое, чем дольше и ненарушимее был период вызревания в глубинах. Реализация молниеносна, но ей предшествовало долгое терпеливое выжидание. Если представить себе, что подобная душа несла в себе зародыши решений для всех мучительных проблем нашего хаотического XX века, можно сказать, что из этого источника можно было почерпнуть гораздо больше плодотворных данных для гораздо большего количества областей, чем те, о которых его спрашивали. Он сам говорил, что он мог бы дать еще многое, но не было достаточно ушей, достаточно готовых к тому, чтобы это слышать. К этой уверенной инспирации нужно действительно добавить только то, что можно было бы назвать "гороскопом" дела, требующего реализации, то есть космическое влияние теперешнего "мирового часа". Это также можно было бы назвать участием небес. В течение нескольких месяцев он дает 12 методических курсов по самым различным дисциплинам, которые он иногда обновляет до основания. Он собирает и углубляет указания, уже данные им при случаях частных консультаций, и обогащает их совершенно новыми точками зрения. К этому бьющему ключом источнику собираются по очереди в эти несколько месяцев 1924 года врачи (в январе, в апреле и в августе), музыканты и эвритмисты (курс музыкальной эвритмии в феврале и курс эвритмии слова в июне), педагоги (в апреле в Берне, в июле в Голландии, в августе в Англии), земледельцы (в июне в Кобервице, откуда вышел биодинамический метод в сельском хозяйстве). Он возвращается в Дорнах в июне, чтобы дать еще курс лечебной педагогики (из которого исходят сегодня многочисленные институты перевоспитания). В сентябре он дает каждый день параллельно: курс теологам и курс пасторальной медицины, объединяющий теологов и врачей, и большой курс с демонстрациями для рецитаторов и художников слова. Этот курс драматического искусства стал основой театрального искусства в Гетеануме. Эти курсы он сам считал посевом, "семенами будущего". К этому множеству специализированных циклов добавляются лекции, регулярно читаемые насколько раз в неделю в Дорнахе, утренние беседы с рабочими на строительстве нового Гетеанума и теперь еще и все, что касается управления Обществом, столь значительным и деятельным, как Антропософское, не говоря уже о хлопотах и заботах, связанных со стройкой здания. Так как еще находятся противники этого восстановления, под тем предлогом, что оно "профанирует" историческое место Швейцарии (место битвы 1469 года), он должен защищаться, убеждать, и получить, наконец, официальное разрешение на постройку только уже на смертном одре. Новый духовный поток должен проникать повсюду, в том числе и в задачи, связанные с управлением Обществом. Он устанавливает для каждого члена личную карточку, образец которой рисует сам, и лично каждую подписывает, затем, чтобы хоть на момент подписи по своей воле установить контакт с каждым из 12000 членов, входивших тогда в Антропософское общество. Никакой бюрократичности! Повсюду реальность, человеческие контакты, связи, полные доверия. Создан еженедельный бюллетень для всех членов, чтобы установить для них связи и информацию. Этот бюллетень, приложение к журналу "Гетеанум" ("Das Goetheanum"), который выходит под редакцией А. Штеффена, печатает каждую неделю "Письмо к членам", написанное Рудольфом Штайнером, и должен отражать то, что происходит в Обществе. За "Письмами" вскоре последуют "Руководящие положения", и он будет продолжать их составление до последнего вздоха. Одновременно во всех направлениях несет он: свое неизменное, никогда не слабеющее излучение. Он переходит от одной задачи к другой, движимый не знающей отдыха активностью. Одного дорнахского дня в "спокойный" период, то есть без переездов или конгресса, было бы достаточно, чтобы свалить самых выносливых. День часто начинался беседой с рабочими на стройке Гетеанума. Затем шли переговоры, касающиеся исследований, ведущихся в различных лабораториях или мастерских, репетиции эвритмии, посещения Клиники и прочие проблемы или консультации, вплоть до вечерней лекции. Среди всего этого он набрасывает модели для художников, рисует "формы" для эвритмистов, и, когда есть возможность, работает над деревянной скульптурой. И подлинная его работа начиналась по окончании лекции, после десяти часов вечера: духовная концентрация над новыми областями исследований, ответы, которые нужно найти для вопросов, поставленных прошедшим днем. Часто, когда к нему обращались с вопросами личного или делового характера, он отвечал: "Я дам вам ответ завтра".
хххххххх
-- Строительство первого Гетеанума:
-- После того, как первый Гетеанум сгорел (поджог местных религиозных фанатиков, которым не нравилось то, что там происходило), был построен второй Гетеанум (уже из бетона):
хххххх
|
|
| |
kualspb_2013 | Дата: Суббота, 11.08.2018, 14:12 | Сообщение # 19 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2013
Статус: Offline
| _017
-- Об истории поджога первого Гетеанума.
ЦИТАТА (С. Риуэ-Короз "Эпопея Духа XX-го века. Биография Рудольфа Штейнера"):
Известный пастор, проповедник при императорском дворе, а главное, личность цельная, для которой духовный мир был реальностью, а не теологической абстракцией, Риттельмейер, искал у Антропософии того, чего ему еще не хватало, чтобы углубить свой опыт переживания реальности духа, и особенно Христа. Он получил тогда от Рудольфе Штайнера то, что дало ему силу, необходимую, чтобы перейти за грани застывшего религиозного исповедания. Он имел с ним многочисленные беседы, выяснял с ним вопросы, которые необходимо было предусмотреть для религиозного обновления, которое ему предстояло осуществить, так как среди студентов, окружавших Штайнера, находилась группа молодых протестантских теологов, привлеченных Антропософией. Они находили в ней то, чего не хватало в их церквях, - прямое соприкосновение с духовной действительностью. Они решили объединиться в общину религиозного обновления и просила Риттельмейера взять на себя руководство ею. Обстановку, определившую, таким образом, зарождение этого религиозного движения, нелегко понять, и она дала повод для многих недоразумений. Как далеко зашло участие Штайнера в этом религиозном обновлении? Какова роль советника, вдохновителя? Можно ли сказать, что для него самого вполне достаточно было бы его учения, без личного участия в движении Обновления? Это было бы неточно, так как рядом с учением, он сам лично вдохновлял это движение, давая указания для исполнения обрядов, для слов и жестов ритуала. По этому вопросу возникло много разногласий, длящихся еще и до сих пор. Сам Штайнер старался по мере своих сил рассеять двусмысленность этого слова "религиозный", но когда слушаешь его, создается впечатление, что он хотел бы, чтобы его понимали за пределами слова, так как словами невозможно было уяснить ситуацию, которая по существу была ясна только духу, то есть тому, кто переживал не земную, а духовную сущность Антропософии. Понятно, что в том смысле, в котором Штайнер говорил о "религиозной" силе Антропософии, он имел в виду то моральное и социальное излучение, которое неотделимо от глубоко пережитых духовных истин. Для него было чрезвычайно важно, чтобы современный человек научился усилить три основные силы своей души, включая и волевую душу, религиозную в своей сущности, но которая должна уравновешиваться двумя другими душами. Без этого уравновешивания, предоставленная сама себе, эта волевая душа создает в своих глубинах слепую веру, фанатизм.Воля должна быть просветлена мыслью, вдохновлена любовью к красоте. В старину можно было только верить в реальность духа, который был объектом веры. Ныне духовный опыт должен стать результатом усиленной внутренней деятельности. Должно признать, однако, что идя по линии наименьшего сопротивления, весьма многие предпочитают просто верить и не брать на себя труда еще и думать. Такие души избегают одинокого усилия личного сознания и предпочитают "всеобщие верования". Когда Риттельмейер просил совета для установления нового культа, он хорошо понимал этот риск. Он сам сказал Рудольфу Штайнеру: "Не боитесь ли Вы, что этот культ может стать наивысшей опасностью для будущности Антропософского общества из-за той общности, которую культ создает между людьми?" Он хотел сказать этим, что индивидуальному усилию познания люди могли бы предпочесть общую веру и помощь священника и таинств. Опасался ли этого и Рудольф Штайнер? Он, видимо, не верил в эту опасность до тех пор, пока она не проявилась. Он доверял. Нет, антропософ не тот, кто ищет личной поддержки в культе, в чувстве объединяющего тепла, богослужения и обрядов. Он знает, что задача его совсем иная. В богослужении он мог бы участвовать, только занимая место священнослужителя, чтобы "помочь душам, нуждающимся в поддержке". И он был поражен, видя многих членов Общества, принимающих участие в обновленном церковном богослужении. Значит, они и принадлежат именно к тем душам, которые "нуждается в поддержке" и боятся творческой деятельности духа? Сохраняя глубокое уважение к завоеваниям духа, они не принимают в них деятельного участия. Отсюда проистекали многие противоречия в их поведении. Группа теологов, собравшаяся вокруг Риттельмейера, образовала новое "духовенство" в точном смысле этого слова, ядро того, что стало "христианской общиной". Рудольф Штайнер ответил на их вопросы несколькими циклами "Лекций для теологов". Только тот смог бы удивляться необыкновенному духовному воздействию, которое он производил на этих священников, кто не видел его в моменты передачи того, что должно было быть передано "через него". Он бывал тогда облечен сверхъестественным величием, в том смысле, что он говорил и действовал, возвышаясь над пределами своего существа, хотя его физический облик всегда оставался при этом чрезвычайно простым. Те, кто присутствовал при этих сообщениях, сознавали "присутствие духа", наполнявшее их чувством священного преклонения. Это слово не слишком сильно. Когда читаешь в истории древних народов, что священный трепет охватывал тогдашних людей, когда они находились в присутствии своих первосвященников, своих иерофантов, тех, "чьими устами глаголет Господь", можно понять чувство, которое при некоторых обстоятельствах мог вызвать Рудольф Штайнер у тех, кто переживал подобные минуты. Психологи смогли бы применить самые утонченные анализы для объяснения подобного "явления". Дело в том, что они не были участниками подобного события. Иначе они знали бы: такой факт анализу не поддается. Подобные касания духа могли подвергать свидетелей тяжелым испытаниям. Он это знал и потому избегал их суровым контролем. У лиц, легко возбудимых и поддающихся внушениям это действительно могло вызвать безудержное обожание, которое в конце концов приносило величайший вред как ему самому, так и Обществу в целом. Избавлять себя от подобного рода чрезмерного поклонения ему было труднее, чем переносить враждебность. Однако он сумел этого добиться, поддерживаемый в этом той, что была с ним рядом, как образец владение собой и уравновешенности. Когда он делался объектом того, что могло напоминать культ, он обращался в мрамор, он "исчезал". Итак, встреча с Риттельмейером и обращение к нему молодых теологов явились поводом, "кармическим знаком" к тому, чтобы Штайнер согласился дать эти "религиозные" откровения. Он не мог помешать тому, что они привели к некоторому смешение со специфически антропософскими методами. Но можно думать, что эти противоречия были менее серьезными для его духа, чем для обычных смертных, видящих вздымающиеся горы там, где с высшей точки зрения едва бывает заметна небольшая возвышенность. Среди циклов, читаемых теологам, одним из наиболее значительных был курс в сентябре 1922 года, действительно прочитанный в Гетеануме, к тому же параллельно с первой "Французской неделей". В результате этого курса должен был воспоследовать церемониал культа и посвящение в священники. Он был отмечен одной деталью, на которую вначале не обратили внимания, но которая впоследствии оказалась весьма значительной. Группа теологов собиралась с Рудольфом Штайнером в маленьком зале в южном крыле Гетеанума, называемом "белым залом" из-за цвета деревянной облицовки его стен, белой, как полированная слоновая кость. Эта зала служила для эвритмии и для небольших собраний. Расположенная под крышей, она освещалась большим фонарем в потолке. Для этой лекции под этим фонарем поставили нечто вроде алтаря, который должен был служить для демонстрации культа. Действительно, Риттельмейер должен был в первый раз служить, и Рудольф Штайнер находился рядом, чтобы дать ему последние указания. Случилось так, что в предыдущие дни сильная буря повредила стекла фонаря и что рабочие, которые должны были его чинить, поднялись на крышу как раз в то время, когда происходила церемония. Они видели, как Риттельмейер совершал "священнодействие человека" под руководством Рудольфа Штайнера. Они рассказали про эту сцену, глубоко их поразившую, в соседней деревне, где уже зрело "священное негодование", особенно в церковном приходе, против неортодоксального духовного движения. Нужно быть наивным, чтобы верить, что огонь религиозных войн окончательно угас в XX веке. Он всегда тлеет, готовый вспыхнуть при первом поводе. Что в Гетеануме ставят "Фауста", что там "танцуют", что там чему-то учат студентов, уже было весьма подозрительно. Но что на этот раз касаются священной области религии, что там происходят какие-то богослужения, которые, раз они не контролируются Церковью, могут быть только кощунственными, это возжигало священную войну и требовало кары. Струна, зазвучавшая здесь, была именно той религиозной струной, которая тем более действенна в темных глубинах воли, что свет мысли не проникает туда и что слепая вера переходит там в фанатизм. С этого дня проповеди в местной церкви стали более неистовыми, и у некоторых правоверных зародились темные планы. Три месяца спустя между стенками этой Белой залы и деревянной основой куполов будет тайно зажжен "огонь возмездия".
Новогодняя ночь была светлой и холодной. Накануне выпал снег, и пейзаж блистал, как елочное украшение. Последние группы расходились после лекции, обмениваясь добрыми пожеланиями, когда ночные сторожа проиграли сигнал на рожке, означавший: огонь в Гетеануме. Где?!! Все огни сразу зажглись! В последний раз можно было увидеть Большую Залу, только что покинутую, ее расписанные купола, ее витражи, ее звучные архитравы, ее высокие колонны с разными цоколями, только что установленный большой орган, всю эту гармонию, которая должна погибнуть и скоро будет обладать лишь сверхчувственной жизнью. Но уже отовсюду раздавался треск. Приходилось отступить перед неизбежным. Огонь был заложен в балки, соединявшиеся со всем остовом. Электрический свет погас и вся окрестность осветилась пламенем, превращая колонны в факелы и трубы органа в потоки раскаленных красок. В полночь, когда со всех сторон звонили колокола, провожая, по швейцарскому обычаю, Старый год, оба купола рухнули в океане огня. Бессильные перед таким пожаром, присутствующие смотрели без единого слова, почти что и не веря тому, что видели, на уничтожение творения, совершенно единственного, никакое подобие которого никогда не даст больше миру того, чем было оно. Лишенные огнем своей материальности, пропорции, красота и тайны, вписанные в дерево исчезали, возвращенные своей сверхчувственной природе. Уцелела только большая деревянная скульптура Христа. Она еще не была закончена и ее еще не перенесли из той мастерской снаружи здания, где Штайнер над ней работал, на центральное месте, которое она должна была занять под малым куполом. Встает вопрос, который ставился, конечно, и тогда: разве нельзя было воспользоваться даром ясновидения, чтобы предвидеть судьбу, грозящую Гетеануму, и, следовательно, предотвратить ее? Но ответ был: если усиливать свои духовные способности, чтобы поставить их на службу человечеству, расширяя необходимые для него знания, надо отказаться от применения этих способностей для раскрытия чего-либо личного, к себе относящегося. Подобное применение изменило бы эти способности, затмило бы их прозрачность, необходимую для отражения истины. Дело также не в том, чтобы сделать душу чувствительной ко всем душевным влияниям, ее окружающим, а в том, чтобы быть способным по своей воле направлять эту особую силу духовного исследования на то, что соответствует искомому. Сколько возникало и других вопросов! Перед бешенством, которое возбуждало у некоторых экстремистов существование в Европе центра для свободной жизни духа было ли благоразумно продолжать действовать, не принимая во внимание сил зла? Конгрессы, собрания, общественные призывы не возбуждают ли сил ненависти, всегда считающих непереносимым вызовом деятельность, направленную в сторону любви и истины? Если читатель сомневается в этом, пусть он перечитает поразительный разговор Великого Инквизитора с Иисусом в "Братьях Карамазовых" Достоевского. Не является ли долгом дать отпор, атаковать в свою очередь, защищаться? - Нет, это значило бы забыть, что возмездие не принадлежит человеку. Когда выяснилось, что пожар был действительно преднамеренным поджогом, Общество даже не подало в суд. Поджигатель погиб, задохнувшись в разожженном им пламени, он был единственной человеческой жертвой, и когда его останки предавали земле, Штайнер сам был среди провожавших, ибо, если он и пережил минуту отчаяния, как свидетельствует об этом Альберт Штеффен, то горечи он не знал. Все, что имело отношение к преступной стороне пожара, было, по его просьбе, окружено полным молчанием, и мало кто оказался в курсе событий, которые могли бы породить непредвиденное возбуждение. Смятение умов только сыграло бы на руку противникам. Всякие поиски сенсаций, всякая попытка что-либо драматизировать были преодолены в Обществе. У всех был на глазах пример Рудольфа Штайнера. Все, что он делал и говорил, не выражало ни возмущения, ни злобы, но только трагический смысл судьбы и жалость к тем, "кто не ведают, что творят". И все-таки было нечто непонятное в фантастической ненависти противников. Вся европейская пресса сообщила о пожаре, происшедшем в канун Нового года в Дорнахе. В Швейцарии и в Германии сообщение сопровождалось комментариями. В большинстве случаев недоумевали, но некоторое выражали открытое удовлетворение... По прошествии долгого времени, когда спрашиваешь себя о причинах подобной ненависти, начинаешь понимать, что это нечто вроде паники, вызываемой существом, слишком выходящим за рамки обычного. Такой личности ставят в вину даже ее достоинства, когда они переходят за обычную черту. Какое количество хороших умов восстало против простой возможности существования такого синтеза знаний, одновременно естественных и сверхъестественных, из которых постоянно могло исходить вдохновенное созидание. Они предпочли находить дешевые объяснения на уровне магии и шарлатанства. Мужество, с которым он превозмогал испытание, делало его еще более тревожащим. Он сказал рабочим: "Ничто не заставит меня свернуть с моего пути, что бы ни случилось".127 Мы еще посмотрим!"
ххххххх
|
|
| |
kualspb_2013 | Дата: Воскресенье, 12.08.2018, 11:24 | Сообщение # 20 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2013
Статус: Offline
| _018
-- Было приятно узнать, что антропософы не замкнуты в собственном НЕ-ПРЕСТУПИ-КОЛЬЦО, охраняемом Стражем Порога. Некоторые из них имеют широкие взгляды на современную ситуацию с выдачей учений через различные эзотерические движения.
ЦИТАТА (Харри Сальман "ВНУТРЕННЕЕ СОЛНЦЕ"):
http://www.rudolf-steiner.ru/50000005/1433.html
Введение - Что такое современная духовность? Духовность или спиритуальность имеет дело с нашим переживанием сверхчувственного мира, который также называют духовным. Мы живем, не будучи отделенными от этого мира. Мы находим его в нас и вокруг нас, но по ту сторону чувственных восприятий. Во все времена имелись люди, обладавшие сознанием этого мира и с помощью духовных упражнений достигавшие познаний о нем. Мы можем вступить в связь с этим миром на разных путях. В прежние время это происходило через так называемое "посвящение" и через ритуальные действия, ставившие повседневную социальную жизнь на службу религии. Позднее практика религиозного опыта верующих была поставлена под наблюдение и контроль христианской церкви. Однако помимо официального христианства всегда имелись внецерковные формы спиритуальности или религиозности, особенно в местностях, где люди обладали крепкой связью с природными силами. В некоторых кругах существовали эзотерические формы христианства, христианства, которое акцентировало внутреннее развитие. Представители этих внецерковных форм спиритуальности рассматривались как еретики и ведьмы и преследовались церковью. С концом средневековья и началом интеллектуального мышления спиритуальность, коренившаяся в связях с природой иссякла. С другой стороны, с пробуждением Я-сознания росла потребность во внутреннем развитии. Люди, осознавшие свое собственное индивидуальное "Я" хотят развивать свои духовные силы. Творческая работа с этими силами стала основой новой спиритуальности, которая становится выражением нового спиритуального сознания человечества. Как свободные люди, мы ответственны за качество нашего человеческого бытия и за развитие наших духовных способностей. Рождение свободного человека было подготовлено духовными потоками европейской культуры. В прошлом эти потоки работали тайно, но с началом XX в. различные учения, имевшие своим первоистоком эзотерическое христианство, благодаря книгам и открытым лекциям, стали доступны интересующимся. К современным школам эзотерического христианства я причисляю антропософию Рудольфа Штейнера (1861-1925), "Белое братство" Петра Дунова (1864-1944) из Болгарии, и "Школу золотого розенкрейцерства" (известную как Pозенкрейцерский лекториум) голландца Яна ван Рийкенборха (1896-1968). Каждая из этих школ представляет эзотерическое христианство по-своему и должна поэтому развивать свою спиритуальную практику в той или иной соответствующей времени форме. Традиции эзотерического христианства живут также в трудах Макса Хейнделя (1865-1919), датского основателя "Pозенкрейцерского товариществa", Валенина Томберга (1900-1973), антропософского духоиспытателя и философа-герметика из Эстонии, и Стилиана Аттешля (1912-1995), греческого целителя из Кипpа, ставшего известным как Даскалос; в трудах современных христианских мистиков, таких как английский монах Бид Гриффитс (1906-1993), американский монах Томас Мертон (1915-1968), Роджер Шутц, основатель общества Таизэ во Франции; теологов, таких как американец Мэтю Фокс; и многих других. Даже в нехристианских течениях таких, как учение бахаев, суфиев, и в определенных духовных традициях и кругах иудаизма, буддизма, индуизма и других религий можно найти путь к развитию сознания, на котором можно воспринять водительство Христа, ибо оно охватывает все человечество в целом. Непосредственная цель этих учений - расширить сознание и духовные способности современного человека. Их можно рассматривать как источники спиритуальности соответствующей времени, которая создает новую духовную основу нашей культуры. Не так как прежде, когда священники давали сверху духовные директивы чтобы организовать повседневную жизнь, но через кооперацию свободных людей возникают снизу осознанные моральные действия. Эзотерика, тропа внутреннего развития, должно приводить к конкретным действиям из духовного импульса - это однажды высказал Рудольф Штейнер молодым людям.
К началу XX в. новая духовность жила преимущественно в голове, в сфере идей. Когда Р. Штейнер читал свои лекции об антропософии перед различными слушателями, они воспринимались, прежде всего, на ментальном уровне. Это соответствовало господствующей в то время духовной установке, ориентированной на интеллектуализм. Во второй половине двадцатого столетия произошел очевидный поворот в сторону личного опыта, внимание было перенесено в область чувства. Открывалось новое внутреннее пространство, в котором могли быть пережиты неожиданные состояния сознания. Помимо потребности личного переживания возникло стремление к общению и обществу. В движении "Hью-эйдж" и других течениях оно стало повсюду заметно с шестидесятых годов. За этим последовал период практических действий. Новая духовность в последние десятилетия больше выражалась в волевых актах, в которых проглядывалось начало новой культуры. Большое число вновь основанных Вальдорфских школ по всему миру, другие инициативы, вызванные духовной жизнью c началa семидесятых годов являются тому примером. Идя навстречу возможным ожиданиям, я выскажу свое мнение об Антропософском Обществе и об антропософском движении. Благие намерения его представителей я не ставлю под сомнение, но позволю себе критическое замечание о том, что в официальной антропософии отсутствует сознание основных принципов современной спиритуальности и принципов построения общности. Надо знать о том, что после смерти Р.Штейнера в 1925г. импульс современной спиритуальности, который даже во время его жизни проявлялся в Антропософском Обществе неправильно, становился все слабее и слабее, и в 1935г. общность антропософов распалась: одна группа учеников Р.Штейнера исключила из Общества другую группу его учеников. Как следствие этого в официальной антропософии начался процесс отмирания. Были предприняты две попытки нового оживления; первая после 1956г. и вторая с 1989г. Я считаю, что это связано с импульсом духовного обновления, инагурированного Р.Штейнером на Рождественском собрании 1923г., который протекает в тридцатитрехлетнем ритме. Этот импульс проявился и во внешнем мире как всеобщий призыв к пробуждению духа, что нашло свое выражение в венгерском восстании 1956г. и среднеевропейской революции 1989г. Первой попыткой нового оживления Антропософского Общества был преодолен раскол 1935г. Продолжающаяся и сейчас вторая попытка осуществить внутри этого Общества духовное обновление могла бы оказаться удачной, если бы существующие формы и привычки подверглись более радикальным переменам. Внутри антропософского движения многие члены следуют образцу духовной жизни, которая была оправдана в лучшем случае в начале прошлого столетия. Заметен некоторый страх перед сферой духовного опыта (душевной областью), и почти во всех инициативах, возникающих на основе антропософии, социальная жизнь в некотором смысле проблематична. Духовность, развиваемая в антропософских кругах часто становится слишком догматической, живет главным образом в отвлеченном мире идей, не имея глубокой связи с миром опыта. Ветви Общества, группы членов должны быть местами душевного преображения, однако обычно этого не достигается. Антропософские учреждения мало контактируют с другими духовными движениями. Во многих странах антропософское движение действует старомодно, тогда как другие движения более демократичны. Только недавно культурные изменения, наступившие после шестидесятых годов начали оказывать влияние на антропософскую жизнь. Таковы некоторые причины, почему антропософская спиритуальность несовременна и не является привлекательной для молодых людей. Несмотря на это отдельные личности и новаторские группировки, пробуждаемые благодаря антропософии, могли бы внести очень важный вклад в обновление нашей культуры. Современная спиритуальность нуждается в соответствующей времени форме. Она может жить только в открытых, свободных кругах, которые в то же самое время являются истинно духовными сообществами. Если они предоставляют свободный поиск духовных познаний и поле для настоящего общения, если они задействованы в инициативах, которые базируются на настоящей совместной работе и моральных учреждениях, то тогда они творят культуру сердца, они могут инспирировать духовное существо людей, желающих работать исходя из современной спиритуальности.
Многие позитивные тенденции в антропософском движении можно было воспринять особенно после 1989г.: растущая открытость внешнему миру, совместная работа с не-антропософами, готовность искать ответы на современные проблемы. Проявляется забота о новой культуре общения и обмене опытом, о более демократической структуре Антропософского Общества (рабочая коллегия вместо правления, как, например, в Германии), имеет место дискуссия об уставе Общества, конференции (в том числе и на английском языке), доступные для тех, кто не является членом. Эти указания на Антропософское Общество многим могут показаться неосуществленными, но судьба Общества характерна и для всех современных духовных движений. Они подчинены законам социологии и духовным законам, которые лежат в основе спиритуальных импульсов. Как только основатель эзотерической школы умирает, начинается раскол между группировками, которые образованы соперничающими последователями. Одна группировка исключает другую, а слова мастера рассматриваются как последние истины. На место духовного вождя становится в конце концов администратор. После смерти Рудольфа Штейнера то же самое произошло и в Антропософском Обществе. Его высказывания облекались аурой непогрешимости, а сущность современной спиритуальности оставалась непонятой. Живые инспирации "умирают", будучи записанными и напечатанными, или в том случае, если ученики используют их как догмы. Они должны быть снова пробуждены для новой жизни. Новыми живыми духовными воззрениями могут овладеть только свободные индивидуальности, группы людей, которые способны создать открытые условия для работы; только они могут найти ответы на практические вопросы. Современная спиритуальность предполагает, что воззрения духовного учителя постоянно трансформируются в новой ситуации и согласуются с воззрениями, соответствующими данному времени. При Рудольфе Штейнере его Общество было открыто для каждого, интересующегося духовной наукой. Такова важнейшая отличительная черта современной духовной жизни, но в то же время - источник проблем. До двадцатого столетия эзотерические объединения были доступны только избранным, тем, кто точно соблюдал правила внутреннего развития. В процессе такой работы обнаружилось, что в апокалиптической ситуации двадцатого века личные проблемы среди сочленов спиритуальных обществ играли наиболее важную роль. Как мне кажется, в будущем было бы совершенно необходимо основательно анализировать судьбу и опыт антропософского движения в двадцатом веке. Оно находится в драматическом процессе преобразования. Известные антропософские учреждения в Западной Европе стоят перед угрозой исчезновения или потери своей антропософской идентификации. Во многих ветвях едва теплится жизнь. Только путем осмысления первоначальных намерений Рудольфа Штейнера, только благодаря готовности учиться свободному от догматики образу действий, учиться у духовно одаренных людей, которые работают во всем мире исходя из современной спиритуальности, - только это может привести к возникновению новой, открытой антропософии. Она должна быть связана с новым, возникающим во всем мире гражданским движением.
хххххххх
|
|
| |